В 1940 году Выборг и прилегающая к нему территория вошла в состав Карело-Финской ССР. Граница Выборга была утверждена Постановлением Президиума Верховного Совета Карело-Финской ССР (протокол от 27 августа 1940 года № 2). В неё вошли: территория Выборга, включённая в городскую черту по приближённому промеру и составляющая 12,4 тысяч гектаров (в том числе водные просторы занимали площадь в 3,1 тысяч гектаров), а также территория Тронгзунда (современного Высоцка), составляющая 4,3 тысячи гектаров суши и 2,8 тысячи гектаров водных пространств. В 1940 году морской порт Выборг, Выборгский стапельный завод и гидротехнические сооружения Сайменского канала были восстановлены. В 1940 году между Выборгом и островом Тронгзунд, где расположена крупная лесоэкспортная гавань, начинает регулярно курсировать пароход «Первомайский». В период 1941 по 1944 годы во время Великой Отечественной войны Выборг был оккупирован немецко-фашистским и финляндским войсками. Морской порт в городе активно использовался для доставки военных грузов немецко-фашистским и финляндским войскам для ведения боевых действий на территории СССР. Однако осуществлялось и пассажирские, и коммерческие перевозки. В навигацию 1943 года в Выборг пришло 38 судов из них ни одного иностранного. В порт Уурас пришло в этот год 25 кораблей, из них три иностранных. Из прибывших в Выборгский порт грузов большую часть составил каменный уголь и удобрения. Практически весь объем экспорта в навигацию 1943 года заняла продукция деревообработки. Merenkulku vuonna 1943, Helsinki,1948 (Из книги «Город. Пристань. Порт») В сентябре 1944 года Выборгский морской торговый порт включен в состав Ленинградского морского торгового порта. В августе 1945 года начались работы по восстановлению морского порта Выборг. В соответствии с приказом Наркомморфлота СССР от 31 августа 1945 года № 369 «Об организации единого морского порта Наркомморфлота в Выборге»). Создаются структуры управления портом, технические службы, производственные подразделения, производится замена устаревшей техники, обновлено оборудование в механических мастерских и столярном цехе. В том же году морской порт начал функционировать, как порт каботажного плавания СССР. В период с 1944 по 1946 год в морском порту полностью восстановлены складские районы, обновлён парк погрузочной и автомобильной техники, отремонтированы столярные и кузнечные мастерские. Погрузочно-разгрузочное оборудование, установленное в морском порту, было специализировано под обработку минерально-строительных грузов для предприятий строительного комплекса и химической промышленности, а также для перевалки лесных материалов. В 1946 году портовики обработали 59 тысяч тонн грузов. В 1946 году Наркомморфлот СССР, в ведении которого находились морские порты страны и, в частности, Выборгский морской торговый порт, был реорганизован в Министерство морского флота СССР. |